Двигательная активность

     Дети в любую погоду на воздухе просто обязаны бегать, прыгать, лазать, кувыркаться, одним словом – двигаться. Двигательная активность (ДА) – одна из существенных потребностей растущего ребенка. Детям, как водителю машин, свойственно пьянящее чувство скорости. Вот почему они не ходят, не бегают, а «летают».
     Активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка, ловкость реализуется в игре. Результат подвижной игры для детей состоит не только в выигрыше, хотя и это важно, но и в там, чтобы чувствовать радость движения, физических усилий при преодолении препятствий в игре. Препятствиями в подвижных играх могут механические преграды, трудные приемы движений, замыслы и действия водящих или команды противника. Подвижные игры могут быть малой, средней большой подвижности. Их в нашей практике очень много. Собственно, сюда относятся все дошедшие до нас народные игры. Человеческая память сохранила из опыта народной педагогики именно подвижную игру. В течении столетий играют в нашей стране в «Разрывные цепи», «Гуси – лебеди», «Лапту», «Золотые ворота», «Салки» и т.д.
     Привлекательность подвижных игр – в их состязательном характере, в движении, наполненным каким либо смыслом. Особенно любят подвижную игру маленькие дети. В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованны. Уже по этому подвижные игры – важный источник развития.
     Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам – например такие игры, как «Классики», игры со скакалкой. Другие упражняют и развивают мышцы рук – многочисленные игры с мячом, битой. Третьи – универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка.
     Резко «помолодели» многие болезни, гиподинамия стала бичом века, наши дети «потолстели», до 60% школьников уже не могут по состоянию здоровья заниматься спортом, на коньки и лыжи зимой становятся лишь изредка. Причина – в малоподвижном образе жизни, дефиците двигательной активности. Спортивные и подвижные игры – пусть не панацея от всех бед, но все-таки серьезное и доступное подспорье в решении проблемы физического здоровья детей. Давайте об этом не забывать. Никакие самые увлекательные мероприятия «сидячего» характера не заменяет ребятам иных радостей, требуемых растущим организмом, крепнущими мускулами и неуловимой смесью грубоватой стеснительности, нежности и бахвальства, которая является зарождающими чувством человеческого достоинства. Это закон возраста. И относиться к этому следует как к закону, а не как к прихоти ребят. Не нужно пугаться того, что несут с собой эти игры – движения – шум, детский крик, смех, суету и беготню. Окупятся в будущем сегодняшние неудобства.
     Кто любит детей, тот не замечает издержек подвижной игры, тем более на улице. Дети летом играют с камушками, ракушками, шишками, песком, глиной. Дети играют с дождем, со всем земным шаром. Предметы, которые мы им «навязываем», должна стимулировать ребят на новые двигательные проявления. Например, в день Ивана Купалы мы раздаем предметы, которые могут выпустить струю воды (велосипедные насосы, полиэтиленовые бутылки и т.п.). С такими орудиями можно сыграть небольшой матч в футбол, вместо мяча используется надутый резиновый шарик, который надо загнать в ворота, но не ногами, а струями воды из бутылочек и насосов. Игроки имеют право бегать к бочке с водой и набирать воду. Конечно же, дети будут нечаянно или «чаяно» обливать друг друга. Для того и существует праздник. Главное, что они будут бегать, увертываться друг от друга – двигаться. Практически любой предмет – мяч, обруч или обыкновенная метла может дать повод придумать новые двигательные радости.
     В конвенции о правах ребенка есть статья 31. Вот как она звучит: «Государства – участники признают право ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Мы хотим подчеркнуть слово «право» как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил человека, как его узаконенную свободу на владение игрой – восьмым чудом света.
     Каждый ребенок, конечно, хочет быть лучше других, тогда он избавляется от комплекса неполноценности. Всегда ли помогает в этом отношении ребенку учение? Нет, не всегда. Игра – всегда. Замечательный врач Н. Аносов писал  о том, что потребность в игре у детенышей и у взрослых – это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства. Пережить настоящие эмоции – значит почувствовать себя Человеком. В педагогике много назидания, риторике. У ребят выработался против них прочный иммунитет. Игра же представляет собой пример для подражания: делай, как я, делай лучше, чем я. Добрые человеческие качества и гражданское сознание вырабатываются у детей такими средствами, которые вполне отвечают естественным законам их развития.
     Если собрать все игры, которые входили в нашу жизнь, - это и будет чистое, доброе время жизни. Время, когда мы лучше всего понимаем, друг друга, когда бываем разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делаем, отдаем.
     Игры нет – нет народа!