П/И Средняя группа
Спортивные упражнения и игры на прогулке.
Сентябрь
Найди себе пару. У детей в руках цветные платочки, у одной половины — красного цвета, у другой — зеленого (или синего). По сигналу воспитателя (удар в бубен) все дети разбегаются по площадке. На слова «Найди пару!» дети, имеющие платочки одинакового цвета, образуют пару. Игра повторяется.
Не задень. Вдоль площадки в одну линию ставятся кегли (5—6 шт.), расстояние между ними 40 см. Надо, прыгая на двух ногах между предметами змейкой, не задеть их. Упражнение выполняется поточным способом.
Заключительная часть: Игра «Пузырь»
Октябрь
№1
-Автомобили. Каждый играющий получает руль (картонный, фанерный). Колонной по одному автомобили выезжают из гаража. Воспитатель поднимает зеленый флажок и говорит: «Поехали!», и все дети разбегаются по всему залу, так чтобы не задеть друг друга. Поднимает желтый флажок — дети переходят на ходьбу, красный — должны остановиться. Воспитатель отмечает наиболее ловких ребят, которые умело в разных направлениях выполняли ходьбу и бег.
-Пастух и стадо. Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий — пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль от стада. Воспитатель говорит: Ранним-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!», А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» На слова «ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит (слегка помахивая хлыстом) их в поле (на середину зала). Через некоторое время пастух гонит стадо обратно в хлев. Зайдя за черту, дети поднимаются и выпрямляются. Выбирают другого пастуха, и игра повторяется.
-Самолеты. Дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кегля, кубик, набивной мяч). Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя «К полету!» дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью — заводят моторы. На следующий сигнал: «Полетели!» дети поднимают руки в стороны и бегают — «летают» в разных направлениях по всему залу. По сигналу «На посадку!» самолеты находят свое место (у своего кубика) и строятся в колонны.
-Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному с заданиями для рук.
№2
-Вдоль дорожки. Из шнуров или реек выкладываются две дорожки длиной 3 м, шириной 25 см, в конце каждой на расстояние 1 м кладется кубик. Упражнение выполняется двумя колоннами — надо прыжками на двух ногах проскакать по дорожке, затем обойти кубик и вернуться в свою колонну (с внешней стороны). Победитель определяется по итогам каждой серии прыжков. Повторяется игровое упражнение 2—3 раза. Можно объявлять победителя каждой пары.
-Птички и кошка. Обозначается круг (шнур, веревка) диаметром 5—6 м. В центре водящий, он изображает кошку (шапочки кошки). Остальные дети находятся за пределами круга — они птички. Кошка засыпает, а птички влетают в круг и клюют зернышки. Кошка просыпается, потягивается и начинает ловить птичек, стараясь кого-либо запятнать. Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого кошка коснулась в кругу, считается пойманным. Она отводит его на середину круга. Когда кошка поймает 2—3 птичек, выбирается другой водящий. Пойманные птички присоединяются ко всем играющим. Игра повторяется 3—4 раза.
-Пилоты. Ходьба в колонне по одному, по команде: «Пилоты!», бег врассыпную по всему залу, руки в стороны; по команде: «На посадку!» — замедление бега, переход на ходьбу, затем остановиться, присесть в положение стойка на одно колено, руки на поясе (или в стороны). Игровое упражнение повторяется.
-Заключительная часть: Игра малой подвижности «Найдем воробышка".
№3
-Лошадки. Ходьба в колонне по одному, переход на бег с поскоком — как лошадки. Ходьба и бег чередуются.
-Успей поймать. Дети становятся в несколько кругов с небольшим числом играющих, в центре водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся его. Если водящий дотронется до мяча или его поймает, то водящим становится тот, кто бросал мяч.
-У медведя во бору. На одной стороне площадки проводится черта — это опушка леса. На расстоянии 2—3 шагов определяется место для медведя — это его берлога. На другой стороне площадки обозначается дом детей. Выбирается медведь. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Идемте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды — дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого-либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется.
-Заключительная часть: Найдем медвежонка (воспитатель заранее прячет игрушку).
№4
-Игра Огуречик, огуречик... На одной стороне площадки находится воспитатель (мышка), на другой — дети. Прыжками на двух ногах дети приближаются к ловишке. Воспитатель произносит: Огуречик.огуречик, Не ходи на тот конечик: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. На последнем слове дети быстро убегают в свой домик (за черту-шнур), а воспитатель их догоняет. Игра повторяется.
-Найди свою пару. Воспитатель раздает платочки по количеству детей. Половина детей получает платочки одного цвета, например красного, остальные — желтого. На сигнал воспитателя «На прогулку!» все дети разбегаются врассыпную по всему залу (бег проводится под удары в бубен или музыкальное сопровождение). Через некоторое время подается сигнал «Найди пару!», и дети, имеющие одинаковые платочки, становятся в пары. Если ребенок остается без пары, играющие говорят: «Петя, Петя (Коля, Маша) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.
-Зайчата. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед до шнура (веревка), затем надо прыгнуть через препятствие и пройти до кегли. Выполняется шеренгами или одновременно всеми детьми, если группа малочисленная (дистанция — 3 м).
-Заключительная часть: Игра малой подвижности «Найдем огуречик» (воспитатель прячет игрушку).
Ноябрь
№1
-Перешагни — не задень. Вдоль площадки воспитатель кладет короткие шнуры (6—8 шт.) на расстояние двух шагов ребенка. Воспитатель предлагает детям перешагивать правой и левой ногой попеременно попеременно через каждый шнур. Задание развивает координацию движений. Темп упражнения средний.
-Кто дальше бросит. Играющие становятся на исходную линию (за черту), в руках у каждого по одному мешочку (второй лежит у ног на полу). По сигналу «Бросили!» дети метают мешочки на дальность, определяя, кто дальше бросит. Ориентиром могут быть кубики, кегли или другие предметы. Упражнение повторяют-
ся 2—3 раза.
ся 2—3 раза.
-Лиса и зайки. На одной стороне площадки находится дом лисы — нора (кружок). Выбирается лиса, она идет в свой дом. Играющие изображают зайцев, их дом находится на противоположной стороне зала (за условной чертой). По сигналу воспитателя зайцы выходят на лужайку, резвятся, бегают и прыгают (на двух ногах) в разных направлениях. Воспитатель говорит: «Лиса идет на охоту!». Дети быстро бегут в свой дом. Но если лиса успеет кого-либо осалить, тот считается пойманным. Когда лиса поймает 2—3 зайцев, выбирается другая лиса. Игра повторяется со всеми детьми.
-Веселые воробышки. Ставятся стойки и натягивается шнур на высоте 50 см от земли. Дети подходят к шнуру, приседают и подлезают под шнур, стараясь не касаться руками земли и не задевать шнур. Игровое упражнение повторяется несколько раз подряд.
-Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному.
№2
-Перепрыгни через ручеек. На земле выкладывается широкий ручеек (ширина — 40 см). Дети становятся перед ручейком — ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. По команде воспитателя дети прыгают через ручеек, затем поворачиваются кругом и снова прыгают, и так несколько раз подряд.
-Мяч через сетку. На середине (площадки) между двумя стойками натягивается шнур на высоте поднятой вверх руки ребенка (среднего роста). Дети двумя шеренгами располагаются по двум сторонам от шнура (на расстоянии 1,5 м). В руках у детей одной шеренги по одному мячу большого диаметра. По команде воспитателя «Бросили!» дети перебрасывают мячи через шнур (двумя руками из-за головы в стойке ноги врозь), дети второй шеренги ловят мяч после отскока от земли. Затем играющие второй шеренги бросают мячи через шнур, а дети первой их ловят, и так несколько раз подряд. Данное игровое упражнение развивает силовые качества, координацию и глазомер.
-Подбрось — поймай. Дети свободно, не мешая друг другу, располагаются по всему залу (площадке) и играют с мячом — броски вверх и ловля его двумя руками, броски о землю. Воспитатель напоминает, чтобы дети следили за полетом мяча и меньше его роняли. Броски должны быть невысокими, главное, поймать точно в руки.
-Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному с заданиями для рук.
№3
-Ловкие бельчата. На одной стороне площадки воспитатель кладет короткие шнуры (5—6 шт.) на расстояние 1 м. На другой стороне вдоль зала кладутся набивные мячи (4—5 шт.) или другие предметы на расстоянии 0,5 м. Ловким бельчатам воспитатель дает задание пробежать через шнуры, затем пройти между мячами. Игровое упражнение повторяется 2—3 раза. --Подвижная игра «Кот и мыши». На одной стороне площадки рейками, положенными на стулья, или стойками с натянутым шнуром на высоте 50 см от уровня пола огораживается дом мышей — это их нора. На некотором расстоянии от дома мышей (на стуле или скамейке) располагается кот. Воспитатель говорит: Кот мышей сторожит, Притворился, будто спит. Дети-мышки проползают под шнурами, поднимаются и бегают врассыпную по всему залу. Воспитатель приговаривает: Тише, мыши, не шумите И кота не разбудите. Дети легко, бесшумно бегают. Через 20—25 с воспитатель восклицает: «Кот проснулся!». Кот кричит: «Мяу!» и бежит за мышами, а они прячутся в свои норки. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженное пространство. Игра повторяется. На роль кота каждый раз выбирается другой ребенок.
-Заключительная часть: Кот ведет мышей. За котом (у ведущего на голове шапочка кота) идут мышки на слегка согнутых ногах тихо-тихо. Слушай сигнал. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Воробышки!» остановиться, помахать руками, как крылышками, затем продолжить ходьбу; на сигнал «Котята!» присесть и сказать: «Мяу!», затем бег врассыпную по всему залу.
№4
-Мяч через сетку. На середине зала (площадки) между двумя стойками натягивается шнур на высоте поднятой вверх руки ребенка (среднего роста). Дети двумя шеренгами располагаются по двум сторонам от шнура (на расстоянии 1,5 м). В руках у детей одной шеренги по одному мячу большого диаметра. По команде воспитателя «Бросили!» дети перебрасывают мячи через шнур (двумя руками из-за головы в стойке ноги врозь), дети второй шеренги ловят мяч после отскока от пола (земли). Затем играющие второй шеренги бросают мячи через шнур, а дети первой их ловят, и так несколько раз подряд. Данное игровое упражнение развивает силовые качества, координацию и глазомер.
-Пилоты.
-Заключительная часть: Ходьба обычная с заданиями для рук.
Декабрь
№1
-Слушай сигнал. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Воробышки!» остановиться, помахать руками, как крылышками, затем продолжить ходьбу; на сигнал «Котята!» присесть и сказать: «Мяу!», затем бег врассыпную по всему залу.
-Берегись, заморожу. Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу»,— говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
-Снежинки и ветер. Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
-Заключительная часть: Найди Снегурочку. Воспитатель наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки воспитатель говорит детям о том, что сегодня к ним обещала прийти в гости Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с ними. Наверное, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они ее поискали. Найдя Снегурочку, дети водят хороводы с ней, приплясывают, кружатся парами.
№2
-По местам. Воспитатель ставит по трем сторонам площадки цветные кегли (кубики) и, распределив детей на три звена, предлагает каждому занять свое место вокруг кегли. Дети запоминают место и цвет кегли. По первой команде: «На прогулку!» дети расходятся и разбегаются по всему залу. Через некоторое время подается вторая команда: «По местам!». Каждое звено должно быстро встать вокруг кегли своего цвета. Игровое задание повторяется.
-У медведя во бору. На одной площадки зала проводится черта (шнур, веревка) — это опушка леса. На расстоянии 2—3 шагов определяется место для медведя — это его берлога. На другой стороне площадки обозначается дом детей (также ограничивается шнуром). Выбирается медведь. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Идемте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды — дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого-либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется.
-Заключительная часть: Праздничный торт. Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.
№3
- Снежиночки-пушиночки. Играющие движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Воспитатель говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновляют игру.
-Санный круг. Санки расставляют по большому кругу на расстоянии не менее 2—3 м друг от друга. Каждый играющий становится около своих санок внутри круга. Воспитатель предлагает побегать всем вместе друг за другом так, как будто автомобили едут по дороге. Возле санок автомобили останавливаются, шоферы выходят отдохнуть и присаживаются на них. Потом они снова садятся в машины и едут до следующей остановки. Если круг большой — длинный рейс, то автомобили продолжают движение до сигнала воспитателя: «Остановка!» По этому сигналу каждый занимает одну скамеечку-саночки. Движение автомобилей возобновляется только по указанию воспитателя.
-Заключительная часть: «Кто к нам в гости приходил?» — спрашивает воспитатель у детей, увидев на снегу свежие следы (собаки, зайца, кошки, вороны, петуха и т.д.). Дети внимательно рассматривают следы. Когда вместе с воспитателем они определят, чьи следы на снегу, они подражают наиболее характерным движениям этого животного или птицы, воспроизводят их звуки (собака лает, корова мычит, петух кричит «ку-ка-ре-ку» и т. д.). Если на участке нет следов, воспитатель может вместе с детьми выйти за пределы участка детского сада. Дети сами стараются обнаружить следы птиц и животных на заснеженной земле.
№4
-Кто дальше? Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По указанию воспитателя: «Бросай правой (левой)!» —все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, елке или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
-Санная путаница. Играющие колонной вслед за воспитателем бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до санок, колонна обегает их кругом и только потом направляется к другим санкам. Изредка воспитатель предлагает детям совершить два круга около одних санок.
-Попрыгунчики около санок. Каждый стоит около своих санок. По команде воспитателя дети начинают подпрыгивать на двух ногах возле своих санок, продвигаясь вдоль них. -Заключительная часть: Парное катание. Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. Так едут друг за другом 3—4 пары.
Январь
№1
-Санный поезд. Взрослые или дети постарше возят санный поезд — трое или четверо связанных друг за другом санок, на которых сидят малыши. Дети по очереди катают друг друга на санках, или двое едут на связанных между собой санках, а двое их везут. Потом они меняются местами.
-Оленьи упряжки. Заранее воспитатель изготовляет рога из картона или из веточек, прикрепляет их к шапкам детей-оленей. К санкам должны быть привязаны две веревочки: за одну ребенок,сидящий на санках, держится и управляет оленем, в другую впрягается олень (ребенок закрепляет ее за пояс).
-Снежинки и ветер. Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
-Игра «Лиса в курятнике» Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (сидят на насесте). На противоположной стороне площадки в норе живет лиса. Куры разбегаются по двору, хлопают крыльями, клюют зерна, кудахчу. По сигналу воспитателя: «Лиса!»_ куры убегают прячутся в курятник, влезают на насест. Лиса хватает (салит) курицу, которая не успела взобраться на насест.
-Заключительная часть: Ходьба в колонне в чередовании с ходьбой в рассыпную.
№2
-Кто дальше? Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По указанию воспитателя: «Бросай правой (левой)!» —все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, елке или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
-Найди пару. Дети прикрепляют к одежде цветные ленточки красного и синего цвета. По сигналу воспитателя играющие разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На другой сигнал (удар в бубен или свисток) дети должны встать в пары с тем, у кого ленточка такого же цвета.
-Парами. Катание друг друга на санках. Воспитатель следит за тем, чтобы пары были примерно равные по своим физическим возможностям.
-Берегись, заморожу. Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу»,— говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
-Заключительная часть: «Кто к нам в гости приходил?»
№3
-Санки по кругу. По кругу ставятся санки по количеству играющих. Ходьба по кругу в среднем темпе, переход на легкий бег и снова на ходьбу с поворотами вправо и влево. На сигнал воспитателя: «Санки!» все играющие стараются как можно быстрее сесть на санки. Игра повторяется 2—3 раза
-Перепрыгни — не задень. Играющие прыгают на двух ногах через снежки, вылепленные заранее, положенные на расстояние 50 см друг от друга. Снег на площадке хорошо утрамбован. Змейкой между санками. В один ряд ставят 6—8 санок. Дети становятся в колонну по одному и по сигналу воспитателя передвигаются сначала шагом, затем бегом между санками (темп бега умеренный).
-Пастух и стадо.
-Заключительная часть: Игра «Найдем снегурочку» (воспитатель прячет игрушку, дети ищут ее).
№4
-Точно в цель. Дети становятся в две-три колонны (по количеству мишеней) и поточным способом метают снежки в вертикальную цель правой и левой рукой.
Хоровод вокруг снежной бабы.
-Змейкой между санками. В один ряд ставят 6—8 санок. Дети становятся в колонну по одному и по сигналу воспитателя передвигаются сначала шагом, затем бегом между санками (темп бега умеренный).
-Добрось до кегли. На расстояние 2—2,5 м от исходной линии воспитатель ставит несколько кеглей. Дети выходят на исходную позицию (у каждого в руках по два снежка) и по сигналу воспитателя метают снежки, стараясь сбить кегли.
-Заключительная часть: Зайка беленький сидит. Играющие, подражая зайчикам, бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом подбегают к воспитателю, приседают на корточки. Воспитатель произносит следующие слова: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так, Он ушами шевелит. (Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами.).Воспитатель продолжает: Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть. (Дети встают и хлопают в ладоши, а потом скрестным движением рук хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать. (На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте.) Наконец, воспитатель говорит: Мишка зайку испугал. Зайка прыг... и ускакал. Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.
Февраль
№1
-Метелица. Дети становятся в колонну по одному и берутся за руки. Воспитатель-Метелица находится впереди колонны. Не разрывая цепочки, продолжая держаться за руки, дети передвигаются в умеренном темпе за воспитателем. Метелица ведет детей между ледяными постройками, различными предметами на участке, вокруг снежной бабы и т.д. Через некоторое время все останавливаются, отдыхают и игра повторяется.
-Покружись. Дети парами располагаются свободно по всей площадке. Воспитатель предлагает всем покружиться в одну сторону, затем в другую, затем пауза и повторение игрового задания.
-По снежному валу. Ходьба по утрамбованному снежному валу (высота не более 30 см), балансируя руками, в умеренном темпе, в конце сойти, не спрыгивая. Воспитатель оказывает помощь, по мере необходимости и страховку.
-Пастух и стадо.
-Заключительная часть: Катание на санках друг друга.
№2
- Змейкой между предметами. Дети становятся в шеренгу, воспитатель объясняет задание. Затем дети перестраиваются в колонну по одному. Ходьба между предметами змейкой за ведущим в умеренном темпе, легкий бег.
-Гонки на санках. Дети с санками становятся на линию старта — один садится на санки, другой — возница. По сигналу воспитателя дети быстро везут санки на противоположную сторону за линию финиша (дистанция — 10 м). Отмечается победитель. Затем задание выполняет вторая подгруппа детей. При повторении игры дети меняются ролями.
-Спрыгни. Дети становятся на снежный вал (высота 30 см, хорошо утрамбован) и прыгают на двух ногах, приземляясь на полусогнутые ноги. Задание повторяется несколько раз подряд. Страховка и помощь со стороны воспитателя обязательна.
-Санки по кругу. Воспитатель предлагает детям поставить санки по кругу на расстояние 0,5 м. Вначале дети идут вокруг санок друг за другом, останавливаются, поворачиваются в другую сторону и бегут в умеренном темпе.
-Самолеты.
-Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному.
№3
- Вокруг санок. Дети стоят возле санок, повернувшись правым или левым боком — прыжки на двух ногах вокруг санок в одну сторону, затем остановка, небольшая пауза и снова прыжки в другую сторону (каждый прыгает вокруг своих санок).
-Быстрые санки. На исходную линию (отмечена цветной лентой) ставятся санки в шеренгу, дети ложатся на санки и по сигналу воспитателя передвигаются вперед, как можно быстрее отталкиваясь от снега обеими руками. Дистанция — 5 м. Тот, кто достиг финишной черты первым, считается победителем. Затем задание выполняет вторая группа детей.
-Точно в цель. Дети лепят снежки и становятся перед мишенью (щиты из фанеры, диаметр — 50 см) на расстояние 2 м. Затем поочередно бросают снежки в цель.
-Берегись, заморожу. Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу»,— говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
-Заключительная часть: Праздничный торт. Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.
№4
-Санная путаница. Играющие колонной вслед за воспитателем бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до санок, колонна обегает их кругом и только потом направляется к другим санкам. Изредка воспитатель предлагает детям совершить два круга около одних санок.
-Попрыгунчики около санок. Каждый стоит около своих санок. По команде воспитателя дети начинают подпрыгивать на двух ногах возле своих санок, продвигаясь вдоль них. ---Снежиночки-пушиночки.
-Игра «Лиса в курятнике»
-Заключительная часть: Туннель. Одна группа детей становится парами, поднимает вверх руки — это туннель, а другая группа становится в колонну по одному перед туннелем — это поезд. По сигналу воспитателя поезд движется в тоннель. Когда поезд проедет два раза в тоннель, играющие меняются местами.
Март
№1
-Шире шаг. Воспитатель чертит несколько линий или кружков на расстоянии 35—40 см (диаметр кружков 40—50см). Дети бегут, перешагивая через линии или из кружка в кружок. Упражнение помогает вырабатывать легкий бег; оно может выполняться индивидуально и небольшими группами.
-По узенькой дорожке. Воспитатель чертит на земле две прямые или зигзагообразные линии (на расстоянии 15—20 см одна от другой) длиной 4—5 м. Дети должны пробежать по узенькой дорожке, не наступая на линии. При этом они учатся двигаться по ограниченной площади опоры, сохраняя равновесие.
-Воробышки и кот. Дети-воробышки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробышки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробышками, которые улетают в свои гнезда.
-Лохматый пес. Один ребенок изображает спящего пса. Несколько детей вместе с воспитателем тихо идут к псу и при этом произносят такие стихи: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что же будет. Пес вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся.
-Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего
№2
-Курочка-хохлатка.
-Не забегай в круг. На земле чертят большой круг (диаметром 2—3 м). Дети располагаются за линией круга на одной стороне, воспитатель становится в центр круга. Дети перебегают на другую сторону, забегая в круг, но быстро стараясь выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел выбежать из круга. Если некоторые дети боятся забежать в круг, воспитатель может сделать вид, что не смотрит в их сторону, и, осмелев, они также перебегут через круг.
-Заключительная часть: Солнышко и дождик. В руках у воспитателя большой пестрый зонтик, дети собираются вокруг него. Воспитатель говорит: «Солнышко светит! Пойдемте гулять». Дети вместе с ним ходят или бегают по всей площадке (можно предложить им собирать ягоды). Через некоторое время воспитатель говорит: «Дождик, прячьтесь скорее под зонтик». Все бегут к нему, становятся под зонтик и ждут, когда дождик перестанет. Затем он говорит: «Дождик перестал, снова светит солнышко. Можно идти гулять»,— и дети снова разбегаются.
№3
- Пробежки наперегонки. Несколько детей (4—5) становятся в ряд лицом к кустику, до которого надо бежать. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — беги!» — дети бегут до куста, а затем возвращаются шагом. Воспитатель поощряет тех, кто быстрее добежал до куста, подбадривает отставших.
-Жмурки. Воспитатель предлагает детям разойтись по площадке, завязывает себе глаза косынкой и говорит, что сейчас будет ловить их с завязанными глазами. Он ходит по всей площадке или веранде, широко расставив руки, <