Физкультминутки

Для развития пальцевой моторики
 
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.
В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Выставляем вверх большие пальцы. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы. Кулаки стучат друг о дружку. Ритмичное сжатие пальцев кулак на обеих руках. Затем проводятся упражнения, в которых дети учатся поочередно разжимать из кулака пальцы рук. Это уже более сложные движения.
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе. Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, мы проводили, не поднимая детей со своих стульчиков. Такие упражнения полезно сочетать с традиционными (динамическими) физминутками, чтобы обеспечить двигательную активность дошкольников.
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
При выполнении этой физминутки дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами. Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Человечки
Еще одна физминутка, когда дети сидят на своих местах. Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз и быстро двигаются по поверхности стола «человек идет».
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. 
Движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Резкие движения прямыми кистями вниз и вверх. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующее посыпание соли из щепотки. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Замок
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули, Покрутили,
Постучали И открыли! 
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения сцепленными пальцами от себя к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони в сторону.
Дам и ворота
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев. Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу. Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки. 
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами вместе - врозь. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Зайцы
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка второй
Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.
Коза и козленок
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
К ней козленочек спешит,
Колокольчиком звенит.
Указательный палец и мизинец – вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху. Указательный и безымянный пальцы – вверх, остальные прижаты к ладони. Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз.
Птички
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставить. Большой палец отогнуть в горизонтальное положение. Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.
Кошки и собаки
Вышла кошечка вперед,
К нам идет, хвостом играет.
Ей навстречу из ворот
Две собаки выбегают.
Указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнутый сверху. Левой ладонью машем у основания правой кисти. Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе.