Подвижные игры
Любимые подвижные игры для старшего дошкольного возраста.
ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ Цель: Развивать быстроту, ловкость, меткость, действовать по сигналу. Описание игры: Один ребенок - охотник, остальные зайцы. Зайцы сидят в кустах (гимнастические скамейки) В 3-4 м от кустов чертят круг-дом охотника. У него 2-3 маленьких мяча /снежка/ Зайцы выбегают из кустов и прыгают по площадке перед домом охотника. По сигналу «Охотник»! -зайцы убегают, а охотник бросает в них мяч (стреляет) В кого охотник попал, тот уходит в его дом. После одного – двух попавших зайцев выбирают нового охотника. Правила: охотник стреляет только в ноги прыгающим зайцам. Пособия: гимнастические скамейки, (снежные валы), мячи, (снежки)
МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ Цель: Учить детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, закрепить навык лазанья по сигналу, закрепить навык лазанья по гимнастической стенке. Описание игры: Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна -медведи, другая -пчелы. На расстоянии 3-5 м от гимнастической стенки очерчивают лес, на 8-10 м-луг. Пчелы помещаются на гимнастической стенке (в улье). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят на дуг, медведи влезают на стенку-улей и лакомятся медом. По сигналу "Медведи”- пчелы летят к своим ульям, медведи стараются слезть и убежать в лес. Пчелы жалят медведей. После 2-3 повторов дети меняются ролями, игра продолжается. Правила: Действовать только по сигналу воспитателя. С лестниц не спрыгивать, а слазить. Пособие: гимнастическая стенка.
НЕ УПАДИ (игра-эстафета) Цель: Упражнять в беге по гимнастической скамейке, стремиться выполнить задание быстро, победить. Описание: Дети стоят в трех колоннах у черты. Впереди каждой колонны на расстоянии 4 м стоит вдоль гимнастической скамейки. За скамейками на расстоянии 3-4 м лежат мячи. По команде воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к скамейкам, пробегают по ним, обегают мяч и возвращаются к своей колонне, вновь пробегая по скамейкам. Выполнивший упражнение должен дотронуться рукой до следующего в колонне, после чего тот может выполнять упражнение. Побеждает звено, в котором было меньше падений со скамейки. При повторении игры дети бегут боком по скамейке. Пособия: гимнастические скамейки по количеству команд, мяча.
КАРАСИ И ЩУКА Цель: Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, приучать действовать по сигналу, следить за соблюдением правил игры. Описание: Одного ребенка выбирают щукой, остальные - распределены на две подгруппы: одна из них образует круг - это камешки, другая - караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя "Щука" ребенок, изображающий ее вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки, приседая за кем-нибудь. Щука ловит только тех, кто не успел спрятаться. Правила: Щука при ловле карасей должна только касаться их рукой -"салить". Пособие: шапочка щуки.
ВСТРЕЧНЫЕ ПЕРЕБЕЖКИ Цель: Упражнять детей в беге, развивать ловкость, быстроту. Описание: Дети делятся на две подгруппы. Каждая становится в шеренгу за начерченными на противоположных сторонах площадки линиями. У одной группы в руках ленточки синего цвета, у другой - желтого. По сигналу "синие" дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону площадки. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладони и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается и поднимает руки вверх. Правила: Бежать строго по сигналу и после того, как коснулись рукой. Пособия: ленточки синего и желтого цвета.
ПАРНЫЙ БЕГ Цель: Воспитывать в детях ловкость, чувство товарищества, взаимопомощи. Описание: Дети распределяются на две подгруппы. Каждая встает в колонну по двое у черты. Перед колонной ставится 5-6 кеглей в ряд на расстоянии 1 м одна от другой. По команде пары, стоящие первыми, взявшись за руки, бегут между кеглями "змейкой", стараясь не задеть их, и возвращаются обратно. После этого бежит следующая пара. Правила: Следить, чтобы дети не задевала кегля. Во время бега пары не должны расцеплять руки. Побеждает группа, правильно я быстро выполнявшая задание. Пособия: кегли.
ЗАБРОСЬ МЯЧ В КОЛЬЦО Цель: Учить детей попадать В цель /расст.2-2,5м/,бросать мяч и ловить, развивать глазомер. Описание: Металлическое колъцо или корзину подвешивают на уровне глаз детей. Все играющие становятся в колонну перед кольцом. Каждый ребенок бросает мяч в кольцо толчком от груди. Действуют по очереди. Тот из детей кто попадает в кольцо большее число раз, считается победителем, IIособия: металлическое кольцо, корзина или мяч. ТОЧНО В ЦЕЛЬ Цель: Упражнять в метании правой и левой рукой в цель, развивать ловкость, глазомер, стремиться выполнить упражнение правильно и быстро. Описание: Выстраившиеся у линии дети разбиваются на 4 команды. В 5 м. от каждой команды кладется обруч. Дети, по сигналу, бросают мешочки все сразу, стараясь попасть в свой обруч. Если хоть один мешочек попал точно в цель, при следующем повторении обруч этой команды передвигается ближе к самой черте. Затем игра повторяется, но дети бросают левой рукой, а обруч первоначально ставится в 4 м от линии. Вариант: дети могут стоять в 3-4 колоннах и метать в обруч от черты, по очереди подходя к ней. Пособия: Обручи по количеству команд, мешочки на каждого ребенка,
КТО ЛУЧШЕ ПРЫГНЕТ Цель: Развивать быстроту движения, ловкость,учить прыгать точно на определённое место, О п и с а н и е: Дети подходят к начерченой на земле линии и прыгают как можно дальше. Кто прыгнул дальше, тот выиграл. Правила: Прыгать следует на двух ногах. приземляться на носочки. П о с о б и я: мяч для начертания линии.
КТО СДЕЛАЕТ МЕНЬШЕ ПРЫЖКОВ Цель: Раэвавать у датей прыгучесть, быстроту, ловкость, глазамер, прыгать на определённое расстояние. О п и с а н и е: несколько детей (3-5) в зависимости наличия свободного места становятся за линию и по сигналу взрослого прыгают на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места (5-6 м.) Каждый из игющих старается сделать так, чтобы прыжки были длиннее. Прыжки считать. По окончании прыжков дети говорят, кто сколько сделал прыжков и определяют у кого их меньше. Выигрывает тот. кто сделал меньше прыжков. Правила: Прыгать только на двух ногах. Можно разнообразить игру, дав задание прыгать одной ногой вперёд, Все дети должны прьгатъ одним способом.
УДОЧКА Цель: Учить высоко прыгать, подтянув ноги. Развиватъ ловкость, силу. О п и с а н и е: Дети стоят по кругу. Воспитатель в центре круга. В руках у воспитателя шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над землёй под ногами у детей, а дети подпрыгиваают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. П р а в и л а: На верёвку не наступать. Пособия: шнур и мешочек с песком.
ХИТРАЯ ЛИСА Цель: Учить детей действовать по словесному сигналу, развивать быстроту реакции, ловкость. Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает закрыть глаза, после чего обходит круг, дотрагивается до одного играющего, который становится лисой. Затем воспитатель предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса. Играющие три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты? После чего лиса выходит на середину, говорит: "Я здесь!" и ловит убегающих, которые разбегаются в разике стороны. Правила: Лиса выходит только после трехкратного вызова. Лиса ловит убегающих только прикасаясь к ним рукой. Пойманные уходят в дом лисы. После 2-3 пойманных воспитатель вновь собирает всех в круг и игра повторяется. Пособия: мел для очерчивания круга.
СКВОЗЬ СТЕНКУ Цель: Упражнять в пролезании через лестничный пролет гимнастической стенки, формировать личную ответственность за результат команды. Описание: Дети строятся в 3-4 колонны у черты на расстояния 5-6 м от гимнастической стенки. За стенкой напротив каждого пролета кладется по мячу. По команде воспитателя дети, стоящие впереди колонн, бегут к стенке, пролезают в третий или четвертый пролет (по договорённости), оббегают мяч, снова пролезают в пролет, подбегают к своей колонне, дотрагиваются рукой до ладони следующего игрока, а сами встают в конец колонны и т.д. Побеждает команда, закончившая соревнование первой и сделавшая это без ошибок. П р а в и л а: Следующий игрок бежит только тогда, когда до его ладони дотронется впрреди играющий. Пособия: гимнастическая стенка, мячи.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЙКИ. Цель: упражнять в прыжке в длину и беге, развивать скорость, ловкость, личную ответственность за команду. Описание: Дети делятся на 3-4 равные команды. Команды стоят в колоннах у черты. На расстоянии 3-4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60-70 см, через 2-3 м - второй /можно и третий/. За последним ручейком напротив каждой команды лежит кубик или мяч. По команде воспитателя дети, стоящие первыми, бегут, перепрыгивая ручейки, обегают кубик и перепрыгивают ручейки снова. Подбежав к своей колонне, дотрагиваются рукой до ладони вытянутой вперед руки следующего ребенка, после чего тот может бежать, а сам встает в конец своей колонны. Побеждает команда, в которой никто (или меньшее число детей) не замочил ноги в ручье. Пособия: шнуры, кубики.
МЯЧ ВОДЯЩЕМУ Цель: Учить детей бросать мяч друг другу из разных исходных положений, различными способами. Описание: Дети строятся в 3-4 шеренги. Напротив каждой на расстояния 1-1,5 м стоит водящий с мячом в руках. Он по очереди бросает мяч каждому играющему. Тот ловит и бросает обратно водящему. При повторении называют нового водящего. П о с о б и я: мячи
3АТЕЙНИКИ Цель: Развивать координацию движений, учить выполнять действия, имитировать движения. О п и с а н и е: одиш из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте. дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, а затейник показывает какое-нибудь имитирующее движение, поза лыжника, конькобежца. вращение фигуриста. удар клюшкой, вратаря, футболиста и т.д. Все дети должны повторить эту позу и назвать, кого она изображает, После нескольких повторений, затейник выбирает нового водящаго. П р а в и л а: Поза должна четко выражать образ. ГУСИ-ЛЕБЕДИ Цель: Учить детей действовать по сигналу, развивать ловкость, сноровку. Описание: На одной площадке чертится круг - дом, в котором живут гуси. На противоположной стороне стоит пастух. Сбоку от дома - логово, в котором находится волк. Остальное место-луг. Назначается волк, пастух, остальные-гуси. пастух; "Гуси-гуси! гуси: га-га-га! пастух: Есть хотите? гуся: да, да, да! пастух: Ну, летите гуся: Нам нельзя пастух: Почему? Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой! пастух: Ну летите, не робейте, своих крыльев не жалейте! Гуси летят через луг домой, волк выбегает из логова и старается поймать гусей. Кого волк засалит, тот считается пойманным.уходит в логово волка. Игра продолжается.
КТО СКОРЕЕ ДО ФЛАЖКА Цель: Упражнять детей в элементах соревнования.учить бегать, развивать ловкость, быстроту. Описание: Дети делятся на 3-4 равные группы и становятся в колонны в нескольких шагах друг от друга у черты. На расстоянии 4-5 м от черты перед каждой колонной расставлены воротики. Ещё дальше, впереди на линии колонны - флажки. По сигналу стоящие первыми в колоннах бегут к воротикам, подлезают под них и бегут к флажкам, поднимают их над годовой и машут ими. Потом кладут флажки на пол и бегом возвращаются в конец своей колонны. Выигрывает тот, кто прибежит первым. П о с о б и я: воротики, флажки.
СЕРСО Цель: Развивать меткость в метании, учить попадатъ точно в цель. Описанне: Дети становятся друг против друга на расстоянии 4-5 метров. У одного в руках палочка и 4-5 колец (диам.20см), у другого-только палочка. Первый ребенок с помощью палочки подбрасывает кольца, одно за другим второму, тот их ловит на палочку. Если дети не могут подбрасывать и ловить палочкой, то можно рукой. П р а в и л а: Сохранять расстояние во время бросания колец. Выигрывает тот, кто больше поймает колуц. Пособия: палочка, кольца.
МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА Цель; Развивать ловкость, быстроту движения, учить действовать по сигналу, вызвать желание играть в эту игру. Описание: На расстоянии 2-Зм от границ площадки проводят две линии, между ними - ловишка. Дети находятся на одной из линий. Дети перебегают на другую сторону площадки, так, чтобы ловишка не смог их осалить. После слов воспитателя "Три-четыре дети хором говорят "Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!" Дети перебегают на другую сторону площадки. Тот, кого ловишка дотронется, отходит в сторону. Правила: Перебегать только после слов "ну, попробуй нас догнать"! Не разрешается во время игры спорить.
СДЕЛАЙ ФИГУРУ Цель: Развивать координацию движений, формировать правильную осанку детей. Описание: Из числа играющих выбирается водящий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ноги на ногу по всей площадке. По сигналу все останавливаются в какой-либо позе, и не двигается. Водящий обходит все фигуры и выбирает ту, которая ему больше всех нравятся. Этот ребенок становится водящим. Правила: Воспитатель следит, чтобы водящий выбирал фигуру, которая стоит без движения.
ЛОВИШКИ Цель: Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, приучать действовать по сигналу. Описание: Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до следующей черты так, чтобы ловишка, стоящий посредине, не успел их осалить. Правила: После слов: "Раз-два-три-беги - дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается коснуться кого-ндбудъ. Пойманный ловишкой отходит в сторону. Пособие: мел для начертания линии.
МЫШЕЛОВКА Цель: Развивать ловкость, учить выполнять движения и действовать по сигналу. Описание: Детей распределить на две неравные подгруппы. Меньшая образует т крут- мышеловку, остальные-мыши. Она находятся за крупом. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают. Дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают, мышеловка считается захлопнутой. Мыши должны успеть выбежать из круга. Когда поймана большая часть детей, дети меняются ролями и игра продолжается. Правила: Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:"Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловку-переловим всех сейчас!" После слов дети поднимают руки, мыши бегают.
ПЕРБЕЖКИ Цель: Упражнять детей в меткости. Развивать ловкость, быстроту Описание: На одной стороне площадки линией обозначают дом, на расст.5-6 м от него чертят вторую линию, за которой находится другой дом. Вдоль одной из боковых сторон площадки перпендикулярно домам проводят еще одну черту. Играющие распределяются на подгруппы по 6-8 чел. Дети одной подгруппы встают вдоль линии любого домика. Вторая размещается вдоль боковой линии, у каждого в руках по два мешочка с песком. По сигналу первая подгруппа перебегает из одного дома в другой. Дети второй подгруппы бросают по одному мешочку в бегущих. Те, в кого попали, отходят в сторону. По новому сигналу перебегают в обратную сторону. Затем подгруппы меняются местами. Правила: бросать мешочки в бегущих на уровне ног. Пособия: мешочки с песком или мячи, мел.