От года до трёх

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста.
 
     Период раннего детства (от года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь. Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно.
     В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.), а также связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стоп, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена.
     Очень полезно поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске. Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты обучение дает, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение). Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, отрицательные эмоции. Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно - они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому все упражнения, новые или знакомые, проводятся вместе со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования. Движения ребенка этого возраста считаются правильными даже тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом).
     Дальнейшее совершенствование движения, его детальная обработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах. Схема построения содержания типового занятия по физической культуре в группе детей раннего возраста:
1. Вводная часть. Продолжительность 2-4 мин. Содержание: построение, ходьба, легкий бег, упражнения для формирования стопы, упражнения на внимание, танцевальные шаги, организующая игра, перестроения для выполнения общеразвивающих упражнений.
2. Основная часть. Продолжительность 10-15 мин. Содержит общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами: основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, лазание, упражнения на осанку, подвижная игра.
3. Заключительная часть. Продолжительность 2-3 мин. Содержание: спокойная ходьба, ходьба с заданием; малоподвижная игра, хоровод; упражнения для мышц лица, мелкой моторики рук; упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, на расслабление.
     Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения, способствующие улучшению осанки – разминочного и гимнастического характера, выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника. В ряде занятий проводится обучение детей приемам мышечного расслабления.
     Можно проводить занятия не только классически построенные (вводная, основная и заключительная части), но и включающие несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.
     Занятия по физической культуре с детьми второго года жизни предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползанье (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями. Занятия с детьми третьего года жизни предусматривают ходьбу. Бег, ползанье и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные).
     Во время занятий построения и перестроения используются наиболее простые, с применением различных ориентиров. Наиболее удобно и приемлемо для выполнения общеразвивающих упражнений и подвижных игр свободное построение. Для ориентиров могут быть использованы пособия: веревки, обручи, гимнастическая скамейка, ковровая дорожка и т.д. Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед выполнением общеразвивающих упражнений он приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу); перед броском – вдоль веревки, скамейки и т.п., помогая малышам найти свободное место, построиться парами или в круг (кто с кем хочет).Круг можно образовать, если малыши встанут в шеренгу, держась за руки, а воспитатель, взяв за руки первого и последнего, замкнет круг; или дети становятся вокруг стула лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг. В начале года на занятиях малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослыми (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно.
     Основные виды движений. Ходьба и равновесие. Дети начинают ходить к концу первого - началу второго года. Они делают первые неуверенные шаги уже в 8-месячном возрасте, другие начинают самостоятельно переступать только в 13 месяцев. Начальный период ходьбы имеет свои характерные особенности: чтобы удержать равновесие, малыш широко расставляет ноги, разводит в стороны руки, покачивается из стороны в сторону. Туловище его наклонено вперед, ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни развернуты внутрь, косолапят, так как дети неуверенно выносят ноги вперед. Шаг неравномерный, семенящий, короткий. Часто во время ходьбы, особенно при ускорении, малыши падают из-за того, что расположение центра тяжести не обеспечивает достаточной устойчивости во время движений.
     На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку – малышам это не под силу. Заинтересовывают, хорошо закрепляют умение ходить игровые подражательные упражнения «Пройди, как мышка», «пройди, как солдат» и т.д. Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия. Необходимы многократные упражнения в ходьбе по дорожке, доске, ребристой или наклонной плоскости и их повторения в новых сочетаниях и ситуациях. Ходьба с детьми третьего года жизни еще не вполне освоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться. Поэтому следует показывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили, как им удобнее, особо не обращая внимания на взмахи рук и высоту подъема ноги. Воспитатель перед группой проходит широким шагом. Правильно чередуя взмахи рук, и говорит: «Посмотрите, как я иду. Вот так все и пойдем».
     Чтобы удлинить шаг ребенка и избежать шлепанья, проводятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки» и т.п. чтобы малыши не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки, рейки, кубики, кегли. Бег является одним из основных видов передвижения детей младшего дошкольного возраста. Дети, которые любят бегать, сложены более пропорционально, у них лучше формируется стопа, что имеет большое значение для двигательной деятельности ребенка. Во время движения активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм, так как повышенное мышечное напряжение вызывает увеличение частоты сердечных сокращений. В начале третьего года жизни при беге у детей нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности, все это отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она очень незначительна. На третьем году жизни у детей бег становится легче, появляется полетность. У малышей, которые имели возможность систематически упражняться в беге на занятиях по физической культуре, полетность, как правило, наблюдалась значительно раньше, чем у детей, не имеющих таких условий. Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, чтобы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук, но не следует обращать внимание детей на качество их бега, так как он становится неестественным. Ползанье и лазанье. Ползать ребенок начинает с 5-6 месяцев. При передвижении на четвереньках у малыша уменьшается нагрузка на позвоночник (достаточно сильная, когда малыш сидит во время приема пищи, на занятиях, играя с предметами), укрепляются мышцы спины, живота, формируется правильная осанка.
     Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в этом виде движения (ползанье, подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности. Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помогает им правильно двигаться. Ползание целесообразно сочетать с переползанием через бревно, гимнастическую скамейку, а также подползанием под веревку, рейку, дугу и т.д. любым способом, удобным для ребенка. Лазанье дети второго года жизни осваивают медленнее, так как они боятся высоты: поднявшись на первую рейку лестницы, тотчас сходят на пол.
     Прыжки – наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. В соответствии с возможностями и анатомно-физиологическими особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной работы мышц, определенно координации движений. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижения вперед, прыжков в длину с места и в глубину (спрыгивание). Прыжок в глубину связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю ступню, почти не сгибая колен. Появление и активное формирование прыжковых движений происходит одновременно с развитием бега. Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения и закрепления в последующие годы. Необходимо систематически показывать правильные движения при прыжке – легко на носках подпрыгивать на месте, энергично прыгать вперед, мягко приземляться. В этом возрасте ребенок легко осваивает движение в целом, т.е. внимание фиксируется только на основных признаках прыжка: правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении. Конкретные задания даются в игровой форме или в виде подражательных упражнений (прыгать через ленту, ручеек, канавку, как зайчики и т.д.) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднений у детей.
     Поскоки и прыжки целесообразно проводить со всеми одновременно, разрешая их выполнять каждому в удобном ему темпе. В занятия поскоки (не более 15-20 с) включаются систематически, так как они значительно увеличивают физическую нагрузку, а после них следует спокойная ходьба.
     Бросание, ловля, катание. На втором году жизни ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают согласованность движений, меткость и ловкость. Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Ребенка заранее знакомят с некоторыми свойствами предметов, показав, что, например, мешочек с песком падает, мячик поскакивает и катится. После этого начинается индивидуальное ознакомление: каждый ребенок держит мяч в обеих руках и учится бросать его вперед, катать мячи или шары одной и двумя руками. Взрослый следит, чтобы малыши не цепко держали предмет, не тянули руки вперед, соблюдали указанное направление.
     Несколько сложнее детям катать, отталкивать мяч обеими руками, но во второй половине года они с этим заданием успешно справляются. Метание в цель по своему способу выполнения – наиболее трудное движение для детей второго года жизни; как правило, они стараются приблизиться к ящику, корзине, обручу и положить предмет или бросают, не умея выбрать правильную позу, и даже стоя лишь в полуметре от цели, не справляются с заданием. Многие и к двум годам не умеют целиться, определять направление броска, соразмерять его силу и дальность, поэтому метанию в цель малышей раннего возраста обучать не следует, целесообразно только ознакомить его с этим видом действия. Детям второго года жизни не доступны упражнения в ловле мяча, поэтому они не включаются в занятия.
     Детьми третьего года жизни метание еще освоено мало. При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат, поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя «Бросить мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, причем их мало интересует результат броска, а увлекают само движение, возможность его многократно повторить вместе с воспитателем, услышать похвалу. Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бросить до линии флажков, перебросить через гимнастическую скамейку, сетку, ленту, натянутую на уровне груди ребенка) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания.