ФГТ

       Интеграция образовательных областей с учётом ФГТ. Детский сад для ребёнка – это второй дом. Как и чем он будет там заниматься, определяет программа дошкольного образования. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
      В связи с данными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков, предлагается формировать качества ребёнка: физические, личностные, интеллектуальные.
      Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
3) решать поставленные цели и задачи предлагается - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
     Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
     Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Федеральные государственные требования по дошкольному образованию (ФГТ) Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
      Направления развития: физическая развитие - образовательные области: физическая культура, здоровье  
      Напрвленность развития: познавательно-речевое развитие познание - образовательные области: коммуникация, чтение художественной литературы
      Направленность: художественно-эстетическое развитие - образовательные области: музыка, художественное творчество
      Направленность: социально-личностное развитие - образовательные области: социализация, труд, безопасность
      Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности: - двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»), - игровая («Социализация»), - ведущий вид деятельности! - трудовая («Труд»), - восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»), - коммуникативная («Коммуникация»), - познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»), - музыкально-художественная («Музыка»), - продуктивная («Художественное творчество»).
     ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса:
1 часть «Совместная деятельность взрослого и детей»
2 часть «Самостоятельная деятельность детей»
     С введением ФГТ: Взаимодействие строится на сотрудничестве взрослого и ребёнка (ребенок активен не менее взрослого), ребенок перестаёт быть объектом формирующих воздействий взрослого человека, когда взрослый управляет ребёнком. На смену большой регламентированности образовательного процесса, использования готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) приходят гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей. Преобладающим методом работы с детьми становится не монолог взрослого, а диалог (или общение) взрослого и ребёнка. Основным мотивом участия (неучастия) ребёнка в образовательном процессе становится не авторитет взрослых (педагога, родителей), а наличие (отсутствие) интереса к образовательной деятельности.
     И так, наиболее важные моменты, которые должны учитываться при работе с детьми это то, что на первый план выдвигается игровая деятельность. А в качестве ориентира воспитательно-обучающей деятельности становятся физические, личностные и интеллектуальные качества ребёнка, которые не могут сформироваться иначе, как в активной детской деятельности и самодеятельности. Вся образовательная деятельность с учётом ФГТ строится на основе интеграции и тематического планирования. Опираясь на требования инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00, в котором говорится, что «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности…», мы начали изучать проблему интегрированного обучения, которая является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Интегрирование образовательных областей позволяет увидеть и понять любое явление целостно и представляет собой объединение нескольких видов деятельности.